Горные породы и окаменелости для детей

Изучаем такие удивительные и разные горные породы. Перед ребятишками, которые обращают внимание на детали окружающего их мира, в том числе – камни, рано или поздно обязательно встанет вопрос: почему камни разные? 

И если различие представителей растительного мира объясняется разными условиями их произрастания и ситуационной изменчивостью, что различие внешнего вида камней объясняется их происхождением.

изучаем горные породы
изучаем горные породы

Как правило, если речь заходит о камнях, перед каждым ребенком встает образ гор и скал. Поэтому горные породы для детей обычно более интересны, чем остальные; они с удовольствием изучают происхождение горных пород.

Горные породы в зависимости от происхождения делятся на три группы:

  • Осадочные
  • Магматические
  • Метафорические

Из за дождя и ветра с гор постепенно вымываются песок и камни. Реки и ручьи смывают их в моря. Они накапливаются там слой за слоем, затвердевая. Так на дне моря формируются осадочные горные породы. Если спустя время море высыхает, то осадочные породы формируют основание суши.

Посмотрите, как это происходило:

эрозия горных пород
эрозия горных пород
Камни и песок смываются дождем
Камни и песок смываются дождем
Песок и ил уносятся в моря
Песок и ил уносятся в моря
Слой за слоем формируется осадочная порода на дне моря
Слой за слоем формируется осадочная порода на дне моря
Горные породы и почвы на срезе оврага
Горные породы и почвы на срезе оврага

Очень интересно ребятишкам представлять период, когда происходило бурное формирование земной коры. Именно тогда в результате землетрясений верхний слой нашей планеты образовывал бесконечные складки , от которых впоследствии отделялись гигантские плиты и заходили друг на друга. Складки, не утратившие свою связь с внутренним слоем Земли – мантией, где кипит раскаленная лава, в результате и стали вулканами. Извергаясь через жерло вулкана, лава попадала на поверхность суши, где из-за перепада температур и контакта с воздухом застывала, превращаясь в магматические горные породы: гранит, пемзу, базальт, обсидиан.

На поверхности суши эти породы подвергались постоянному действию воздуха, ветра, влаги. Влага попадала на них в виде капель дождя и брызг морей и океанов, покрывающих большую часть поверхности планеты. Под действием этих природных сил, магматические породы становились более хрупкими, и с течением времени рассыпались.

Формирование магматических горных пород
Формирование магматических горных пород

Но не только внешние силы могли воздействовать на камни. Если какая-то осадочная порода снова попадала в условия повышенной температуры и давления, она претерпевала изменения и становилась метаморфической.

На таком уровне преподносятся горные породы для детей 2 класса; горные породы для детей 3 класса изучаются более глубоко, с названием основных представителей, с включением такого понятия, как «окаменелости».

Окаменелости для детей – понятие очень интересное и интригующее. Оно позволяет почувствовать тонкую связь с прошлым и убедиться в существовании форм животных и растений, которые уже не встречаются в наше время. Именно поэтому изучение окаменелостей целесообразно проводить в 3 классе, когда по программе цикла «Окружающий мир» изучаются основные представители животного царства.

Окаменелости представляют собой остатки организмов (растений и животных), которые оказались заключенными между пластами горных пород.

Раковина покрывается слоем песка
Раковина покрывается слоем песка

Условия, которые создаются внутри горной породы, позволяют сохраниться большинству химических соединений, из которых состояли эти существа.

Раковина осталась в затвердевшей горной породе
Раковина осталась в затвердевшей горной породе

Благодаря такой способности камней сохранять представителей животного и растительного царства, сегодня ученые имеют возможность получить представление о населении древнего мира.

Окаменевший скелет динозавра
Окаменевший скелет динозавра

Справка для юного геолога:

Осадочные горные породы:

Песчаник
Песчаник
Мел
Мел
Конгломерат
Конгломерат
Известняк
Известняк

 

Магматические горные породы:

Пемза
Пемза
Обсидиан
Обсидиан
Гранит
Гранит
Базальт
Базальт

В третьем классе обычно разбираются и другие качества горных пород, рассматривая их с точки зрения практической пользы для человека: горные породы представляются как ресурсы для жизнедеятельности населения планеты. Так, изучается значение камней, использующихся в строительстве зданий, в создании памятников культуры. Особое внимание уделяется процессу добычи полезных ископаемых. Если ребенок уже получил представление о том, как происходят разные виды горных пород и каким качествами они обладают, он с легкостью осваивает материал школьной программы. Именно поэтому знакомство с процессом образования камней и появления новых форм лучше начинать еще в раннем возрасте.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...

Комментарии 1

Добавить комментарий