Календарь развития ребенка до 1 года

Календарь развития ребенка – уникальная карта, позволяющая отследить прогресс растущего малыша по основным вехам: до года — помесячно, а затем – через более длинные временные промежутки. 

Это своего рода перечень освоенных крохой навыков, а также действий, предпринятых близкими людьми и полезных для малютки.

календарь развития ребенка
календарь развития ребенка

Первые три года существования малыша – самая благодатная почва для формирования его душевных и физических качеств, недаром один известный педагог сравнивала детишек, находящихся в этих возрастных пределах, с «психическими эмбрионами».

Доказано, что в этот период наиболее быстро образуются связи между нейронами головного мозга. И это видно невооруженным глазом: вот только ребенок лежал, завернутый в пеленку, а прошел какой-то десяток недель – и он уже во всю кувыркается по кроватке и тянет к себе в ротик все, что случайным образом очутилось под рукой. Желательно не упустить момент и заняться развитием малыша буквально с первых минут нахождения рядом с ним.

Заветных двенадцать месяцев: время колоссальных перемен

Пожалуй, это самый насыщенный жизненный отрезок для маленького ребенка. Каждый месяц его поджидают удивительные открытия и новые умения. И хотя кажется, что родители никак не влияют на этот процесс, исследования показывают, что детки, с которыми целенаправленно занимались в течение первого года жизни, имеют более высокие показатели по многим характеристикам.

 

Первые тридцать дней: период новорожденности.

В это время малютка по большей части спит, однако даже при таком режиме он справляется со сложной задачей – адаптироваться к непривычному для него миру. Главное, что нужно решить на данном этапе – отрегулировать процесс грудного вскармливания, потому что современные психологи считают, что только при условии кормления малютки по первому требованию, до того, как ребенок «подаст голос», можно сформировать у малыша доверительное отношение к миру.

Если положить ребеночка на живот, он уже пытается поднять головку. При виде ярких предметов малыш старается сфокусировать глазки, которые нередко расходятся в разные стороны вследствие слабости мышц, отвечающих за движение глазных яблок. Ручки и ножки малыша находятся в состоянии естественного гипертонуса, а основной рефлекс – сосательный – срабатывает при приближении любого предмета к ротику.

 

Второй месяц: борьба с непослушной головкой

Основная задача, с которой справляется ребенок в течение второго месяца – научиться держать головку не только лежа на животике, но и когда его держат «торчком». Он уже лучше фокусирует глазки, начинает понемногу реагировать на дружелюбные интонации, более осознанно улыбается. Если с малышом разговаривать, низко склонив над ним лицо, он будет пытаться ответить на своем младенческом языке.

Третий месяц: все больше активных движений

На третьем месяце малютка уже может совершать первые произвольные движения:

  • удерживать игрушку, если вложить ее в ладошку малыша;
  • поднять плечевой пояс над поверхностью стола, если его перевернуть на животик;
  • удерживать головку, если его несут «солдатиком»;
  • потянуться головкой вперед, когда его, лежащего на спинке, пытаются приподнять за ручки;
  • проследить глазками за перемещающейся игрушкой;
  • перевернуться со спинки на бочок;
  • осознанно улыбнуться, реагируя так на дружелюбное к нему обращение;
  • произнести речь, состоящую из нескольких невнятных звуков.

В это время малыш значительно оживляется, больше бодрствует и с удовольствием рассматривает все, что видит вокруг себя.

 

Четвертый месяц: первые попытки сидеть

Учимся сидеть
Учимся сидеть

 

К этому времени малыш научился справляться со своей непослушной головкой и его развитие неумолимо идет дальше:

  • головка может поворачиваться по направлению к громкому звуку;
  • ручки активно тянутся к привлекательной игрушке;
  • малыш с интересом ощупывает все предметы около себя и даже пытается подтянуть их к ротику;
  • при потягивании за ручки кроха может сесть и немного посидеть с поддержкой спинки;
  • голоса близких малыш узнает уже издалека, оживляется, услышав их, проявляет радость;
  • в арсенале произносимых звуков появляются первые ясные гласные.

В это же время ребенок хорошо удерживает в поле зрения перемещающийся предмет, поэтому кстати будут игрушки-мобиле.

 

С пяти месяцев до полугода: сидим и общаемся

В пять – шесть месяцев, в зависимости от крепости мышц спинки, малыш начинает сидеть самостоятельно, без опоры со стороны спинки. Игрушки приобретают для него все большее значение:

  • кроха не просто смотрит на подвешенные над кроваткой или манежем предметы, а активно пытается их достать своими ручками, схватить, потрясти и пощупать;
  • если игрушка лежит, малыш уже может перевернуть себя со спинки на бочок, оттуда – на животик, и, вытащив одну ручку из-под себя, пытаться ей достать желанный предмет. Это одна из самых сложных цепочек действий, которые изо всех сил пытается воплотить кроха;
  • лежа на животике, ребенок может переносить тяжесть тела с одной ручки на другую, при этом не падая;
  • в арсенале звуков появляются простые согласные, а за ними – и первые слоги «ба, ма, па, дя»);
  • все попавшиеся под руку предметы малыш увлеченно тянет в рот: во-первых, из-за того, что у него активно прорезываются зубки, а во-вторых, потому что познание мира малышом напрямую связано с вкусовыми рецепторами.

По окончании первого полугодия начинается новый, исследовательский этап в жизни малыша.

 

От семи до восьми: маленький исследователь

Обычно в семь – восемь месяцев малыши предпринимают первые попытки ползать, и как только они оказываются успешными, родители теряют покой. Поэтому лучше заранее подготовить комнату, в которой находится малыш, убрав все травмоопасные предметы с поля зрения.

  • Ребенок этого возраста уже начинает проявлять характер, требуя то, что он желает получить, плачем или громкими криками. Важно научиться переключать его внимание, чтобы избежать конфликтных ситуаций в будущем.
  • Придерживаясь за опору, малыш вполне может встать на свои ножки. Идеально, если есть возможность оставлять его поиграть в манеже или кроватке с крепкими прямыми бортиками.
  • В этот период при желании можно легко научить малыша первым проявлениям вежливости (кивать при встрече гостей и в знак благодарности, махать ручкой в знак прощания).
  • Арсенал звуков особо не обогащается, но ребенок без остановки повторяет те слоги, которые освоил раньше, образуя тем самым первые слова. На базе этих слогов можно составлять новые фразы, подсказывать их малышу.

Главное, что необходимо малышу этого возраста – возможность спокойно исследовать окружающий его мир.

 

С девяти до десяти: развиваем ручки

В этом возрасте малыш делает потрясающее открытие: некоторые предметы можно класть внутрь других, а затем можно высыпать все это обратно. За таким занятием кроха может проводить целые часы, поэтому ему просто необходимы различные чашечки, ведерки с крышечками, коробочки и стаканчики, а также различные мелочи – игрушки, шарики, палочки, шашки.

Несвязные слоги постепенно превращаются в осознанные слова и даже короткие фразы («Папа, дай», «баба, иди»). Малыш увлеченно слушает сказки, с удовольствием играет наручными куклами.

Двигательная активность продолжает прогрессировать – многие ребятишки в это время делают свои первые шаги, а уж стоит без поддержки подавляющее большинство малышей. Появляется интерес к мячикам, первым каталкам.

 

С одиннадцати до года: финишная прямая

Ближе к году детки постепенно превращаются в маленьких обезьянок, которые копируют всех без исключения взрослых. Этот период хорош для освоения подражательных игр.

В малыше просыпается первое стремление к самостоятельности, которое нужно всячески поддерживать: позволять ребенку самому завершать процесс одевания какой-либо вещи, кушать пластмассовой ложечкой, убирать за собой игрушки и обувь после прогулки. Главное – не торопить маленького помощника, иначе естественное стремление делать все самому пропадет.

Общение с малышом в этом возрасте позволяет обогатить его словарный запас, научить выражать свои желания. Это очень важное умение, потому что ребенок, который может сказать, чего он хочет, будет гораздо спокойнее малыша, которого никто не понимает.

Развивается и совершенствуется умение ходить без поддержки. В процессе пути малыш уже может присесть на корточки, взять с пола нужный предмет, встать и идти дальше.

Конечно же, все приведенные сроки относительны. Каждый малыш развивается в своем индивидуальном темпе и в нужном ему направлении. Поэтому каждый родитель вполне может составить свой календарь.

 

От года до трех: долгий путь как одно мгновение

Календарь развития ребенка после года еще более относителен, чем календарь первых двенадцати месяцев. У малышей все ярче проявляется темперамент и в развитии устанавливаются свои приоритеты: кто-то будет увлеченно рисовать, лепить и рассматривать картинки, а кто-то – бегать по улице и прыгать по квартире. Соответственно, у первого малыша быстрее разовьется речь, а у второго – координация движений. Можно выделить несколько важных моментов в развитии малыша от года до трех лет:

  • Формирование крепкой психики. До трех лет мозг малыша развивается на 80 процентов от своего максимально возможного уровня. Такое бурное развитие нервной системы будет протекать нормально только в благополучной семейной обстановке, при наличии доброжелательного окружения.
  • Развитие нервной системы. До трех лет происходит активное установление связей между клеточками головного мозга, чем больше нейронов будет задействовано в этот период, тем выше окажется уровень умственной деятельности в дальнейшем. Для того, чтобы мозга малыша развивался, необходимо обеспечить ему достаточную сенсорную нагрузку.
  • Исследование окружающего мира – важное занятие для малыша. Он увлеченно осматривает каждый уголок любого места, где только окажется.
  • Речевое развитие. Главная задача маленького филолога – узнать как можно больше слов и научиться строить правильные предложения. Во многом этому способствует начало посещения группы детского сада.
  •  Первый кризис. Обычно к трем годам ребенок начинает ощущать себя более самостоятельным, чем его воспринимают взрослые. Этим объясняется возникновение конфликтного периода. Главное, что могут сделать родители – не подавлять маленькую личность, а предоставлять ей возможность на собственном опыте определить предел своих возможностей.

В это время многие родители начинают следовать одной из популярных методик раннего развития детей, и не зря: двух — трехлетний малыш с радостью погрузится в любые развивающие занятия, а результаты порадуют взрослых, и можно будет составить свой собственный, уникальный календарь развития ребенка.

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий