Изучаем такие удивительные и разные горные породы. Перед ребятишками, которые обращают внимание на детали окружающего их мира, в том числе – камни, рано или поздно обязательно встанет вопрос: почему камни разные?
И если различие представителей растительного мира объясняется разными условиями их произрастания и ситуационной изменчивостью, что различие внешнего вида камней объясняется их происхождением.

изучаем горные породы
Как правило, если речь заходит о камнях, перед каждым ребенком встает образ гор и скал. Поэтому горные породы для детей обычно более интересны, чем остальные; они с удовольствием изучают происхождение горных пород.
Горные породы в зависимости от происхождения делятся на три группы:
- Осадочные
- Магматические
- Метафорические
Из за дождя и ветра с гор постепенно вымываются песок и камни. Реки и ручьи смывают их в моря. Они накапливаются там слой за слоем, затвердевая. Так на дне моря формируются осадочные горные породы. Если спустя время море высыхает, то осадочные породы формируют основание суши.
Посмотрите, как это происходило:

эрозия горных пород

Камни и песок смываются дождем

Песок и ил уносятся в моря

Слой за слоем формируется осадочная порода на дне моря

Горные породы и почвы на срезе оврага
Очень интересно ребятишкам представлять период, когда происходило бурное формирование земной коры. Именно тогда в результате землетрясений верхний слой нашей планеты образовывал бесконечные складки , от которых впоследствии отделялись гигантские плиты и заходили друг на друга. Складки, не утратившие свою связь с внутренним слоем Земли – мантией, где кипит раскаленная лава, в результате и стали вулканами. Извергаясь через жерло вулкана, лава попадала на поверхность суши, где из-за перепада температур и контакта с воздухом застывала, превращаясь в магматические горные породы: гранит, пемзу, базальт, обсидиан.
На поверхности суши эти породы подвергались постоянному действию воздуха, ветра, влаги. Влага попадала на них в виде капель дождя и брызг морей и океанов, покрывающих большую часть поверхности планеты. Под действием этих природных сил, магматические породы становились более хрупкими, и с течением времени рассыпались.

Формирование магматических горных пород
Но не только внешние силы могли воздействовать на камни. Если какая-то осадочная порода снова попадала в условия повышенной температуры и давления, она претерпевала изменения и становилась метаморфической.
На таком уровне преподносятся горные породы для детей 2 класса; горные породы для детей 3 класса изучаются более глубоко, с названием основных представителей, с включением такого понятия, как «окаменелости».
Окаменелости для детей – понятие очень интересное и интригующее. Оно позволяет почувствовать тонкую связь с прошлым и убедиться в существовании форм животных и растений, которые уже не встречаются в наше время. Именно поэтому изучение окаменелостей целесообразно проводить в 3 классе, когда по программе цикла «Окружающий мир» изучаются основные представители животного царства.
Окаменелости представляют собой остатки организмов (растений и животных), которые оказались заключенными между пластами горных пород.

Раковина покрывается слоем песка
Условия, которые создаются внутри горной породы, позволяют сохраниться большинству химических соединений, из которых состояли эти существа.

Раковина осталась в затвердевшей горной породе
Благодаря такой способности камней сохранять представителей животного и растительного царства, сегодня ученые имеют возможность получить представление о населении древнего мира.

Окаменевший скелет динозавра
Справка для юного геолога:
Осадочные горные породы:

Песчаник

Мел

Конгломерат

Известняк
Магматические горные породы:

Пемза

Обсидиан

Гранит

Базальт
В третьем классе обычно разбираются и другие качества горных пород, рассматривая их с точки зрения практической пользы для человека: горные породы представляются как ресурсы для жизнедеятельности населения планеты. Так, изучается значение камней, использующихся в строительстве зданий, в создании памятников культуры. Особое внимание уделяется процессу добычи полезных ископаемых. Если ребенок уже получил представление о том, как происходят разные виды горных пород и каким качествами они обладают, он с легкостью осваивает материал школьной программы. Именно поэтому знакомство с процессом образования камней и появления новых форм лучше начинать еще в раннем возрасте.