Никитины – всемирно известная семья, совершившая самый настоящий революционный переворот в системе советского воспитания детей (Фотографии взяты с сайта «Семья Никитиных»)
Необычный подход двух молодых родителей, Бориса Павловича и Лены Алексеевны, к своим родительским обязанностям, со временем превратился в оригинальную методику детского развития.
Немного истории семьи Никитиных
Оба молодых родителя по своему образованию и, что немаловажно, призванию, были педагогами. Родившись в революционные годы, Борис Павлович до войны успел окончить инженерный институт и впоследствии занимался подготовкой курсантов.
После войны он еще около четырех лет продолжал это занятие, затем демобилизовался и стал работать педагогом в училищах и школах: преподавал физическую культуры и технологию. За два года до Великой Отечественной Борис Павлович женился, но брак оказался неудачным, и в середине 50х супруги расстались; при этом трое детей уехали жить с матерью. Спустя год после официального расторжения этого брака Борис встретил Лену Алексеевну. Через пару лет после судьбоносной встречи в этой семье родился первый ребенок.
Борис Павлович и Лена Алексеевна не ограничивали число детей в своей семье: через год у них родился следующий ребенок, еще через два – третий. Через четырнадцать лет с момента знакомства у Бориса и Лены было семь детей.
Особенности семейного уклада
Вся методика развития Никитиных проистекала из их будничных дней, в течение которых родители занимались со своими ребятишками и наблюдали за ними. Уже с самого начала эта семья несколько отличалась от других советских семей:
- Супруги уважительно относились к праву друг друга работать и заниматься другим делами, помимо воспитания детей, в котором принимали равное участие. Работали они по очереди: утром – отец, а вечером – мать. Поэтому дети одинаковое количество времени проводили и с мамой, и с папой.
- Для каждого ребенка заводился дневник наблюдений, куда вписывалась информация о всех новых умениях, навыках.
- Родители уделяли большое внимание физической культуре: прививали ее своим детям и занимались гимнастикой сами.
Большое внимание в семье Никитиных уделялось физической культуре и гимнастике.
Быт семьи был достаточно простым, без излишеств – отчасти это объяснялось материальным положением семьи, отчасти – неприхотливостью Бориса и Лены. На что не боялись тратить деньги родители, так это на книги. Они с большим рвением изучали педагогические труды зарубежных и отечественных специалистов, пытаясь найти подтверждение собственным догадкам и узнать новые пути движения.
Семья Никитиных — начало известности
После того, как о достижениях Никитиных стало известно в массах, дорога к их дому редко оставалась пустой. Сюда часто приезжали представители прессы, телевидения, педагоги, родители со всех уголков страны и даже из-за границы. Такая широкая публичность стала настоящим испытанием для подрастающих детей, которое они с честью выдержали. Кроме того, Борис и Лена сами разъезжали по другим городам с лекциями, семинарами, охотно делились своим опытом. Позднее Лена Алексеевна стала вести передачу на телевидении.
Накопленный опыт Никитины излагали в книгах, которые выпускались миллионными тиражами. Уже в пожилом возрасте им удалось основать собственный центр развития детей, однако сил реализовать этот проект до конца не осталось, поэтому их участие в работе центра сводилось в основном к разработке и даче рекомендаций.
Основные принципы воспитания Бориса Павловича и Лены Алексеевны их потомки излагают следующим образом:
- Сведение к минимуму участия медицины в процессе жизни малыша как внутри материнской утробы, так и после рождения.
- Обязательное грудное вскармливание.
- Поддержание физической культуры тела: для детей это выражалось в большом количестве активных спортивных игр, наличии в доме разнообразных спортивных снарядов, непосредственное участие и заинтересованность отца в этом направлении.
- Поддержание крепкой иммунной системы: ношение тонкой, не стесняющей движения, одежды, обливания холодной водой, пробежки босыми ногами по снегу.
- Скромный рацион, состоящий из простых продуктов.
- Насыщенная развивающая среда в стенах родного дома: большая библиотека, спортзал, мастерская
- Ранее развитие интеллекта ребятишек – до начала посещения ими школы.
Спорт и закаливание — основа здоровья
Никитины закаливали даже самых маленьких детей, вынося их голенькими на улицу. Это вызвало огромных резонанс в обществе: кто-то был в ужасе, а кто-то, наоборот пел хвалебные дифирамбы. Напоминаем читателям, что закаливание очень полезно, но начинать нужно постепенно.
Дети играют и развиваются.
Старшие и младшие играют и трудятся вместе. Все равны и все друг-друга поддерживают.
В большой семье огромное воспитательное значение играет труд. Дети помогают родителям в выполнении повседневных дел. Помощь взрослым воспитывает сострадание, дисциплину, трудолюбие, осознанность и терпение.
Интеллектуальные и психические способности ребенка
Борис Павлович выделял несколько составляющих успешного развития детских интеллектуальных и психических способностей:
- правильно подобранная методика;
- раннее начало занятий;
- наличие стимулирующих факторов;
- наличие подходящих для развития способностей условий;
- увлеченность процессом самого ребенка.
Он верил также, что можно совершенствовать не только мускулатуру, интеллект и органы чувств, но и развивать такие способности, как умение чувствовать, понимать другого человека, улавливать направление его мыслей и желания. Кроме того, Борис Павлович считал, что в ребенке можно развить даже «запредельные» возможности психики: ясновидение, телепатию, телекинез.
Можно совершенствовать не только мускулатуру, интеллект и органы чувств, но и развивать такие способности, как умение чувствовать, понимать другого человека, улавливать направление его мыслей и желания
Методика раннего развития никитиных завоевала популярность даже в таких относительно враждебных к Советскому Союзу странах, как Германия и Япония. На Родине же количество ее поклонников возрастало с каждым годом, и в наше наполненное информацией время их не становится меньше.
Учебные пособия Никитиных
С течением времени Никитины разработали целую систему развивающих самодельных игр. В основном — это кубики или объемные формы, которые развивают логику. В настоящее время по образцам Никитиных выпускают развивающие пособия, которые помогают детям развить мышление и внимание.
Одно из правил работы в семье Никитиных — обучение никогда не должно носить принудительный характер. Все выполняется в игровой форме.
Воспитание детей по системе Никитиных (видео):
Воспитание детей по системе Никитиных (видео):
Кем стали дети Никитиных:
Поделки для детей и взрослых своими руками — здесь. То, что вам может скоро понадобиться — осенние поделки, поделки из природных материалов, оригинальные поделки из овощей и фруктов.