Ребенок 4 года — психология и физическое развитие

Ребенок 4 года живет бок о бок остальными членами семьи – родителями, братьями, сестрами, бабушками и дедушками… И вот он оказался на пороге нового этапа своего развития – дошкольного периода.Чтобы помочь малышу встать на эту ступеньку и сделать уверенные дальнейшие шаги, необходимо иметь представление о средних возрастных показателях – своего рода указателях направления движения.

Ребенок 4 года стремился получить как можно больше новой информации и овладеть множеством практических навыков. Итак, каковы же его достижения на данный момент?

Физическое развитие: что мы имеем

Ребенок 4 года - психология и физическое развитие
Ребенок 4 года — психология и физическое развитие

Как правило, малыши – четырехлетки уверенно владеют следующими навыками:

  • ходить на цыпочках, сохраняя равновесие тела;
  • твердо стоять на одной ножке
  •  подниматься и спускаться по лестнице, чередуя ноги в правильном порядке;
  • перепрыгивать через низкие препятствия;
  • спрыгивать со ступеньки;
  • манипулировать предметами (брать, бросать, ловить);
  • управлять трехколесным велосипедом;
  • строить из кубиков различные конструкции;
  • использовать предметы по их назначению.

Однако движения малыша в этом возрасте достаточно замедленны и неловки, наблюдаются погрешности в их координации. Поэтому малышу необходимо играть в подвижные игры и выполнять различные физические упражнения, чтобы совершенствовать свое тело.

Неравномерное развитие мышечной системы выражается в том, что крупные мышцы на этот момент у крохи развиты хорошо, а мелкие еще слабы, поэтому быстро устают. Однако и крупные мышцы справляются со своей нагрузкой не так, как мышцы взрослых. Например, в процессе сидения малыш очень устает, так как его телу сложно сохранять статическое равновесие; гораздо проще поддерживать равновесие в процессе движения, и поэтому ребенок много и охотно движется – в движении отдыхают те группы мышц, которые работают, когда малыш сидит.

Большое значение для малышей этого возраста приобретает физическая зарядка. Ребенок еще не готов воспринимать устные команды, но охотно подражает движениям взрослых, и это нужно использовать для того, чтобы не только развить мышцы малыша, но и усовершенствовать его умение повторять действия других людей, сосредотачиваться, быть внимательным.

Если ребенок 4 года развивался в соответствии с возрастом, он уже вполне готов к тому, чтобы начать осваивать какой-либо вид спорта. Это могут быть:

плавание;

бег на лыжах;

катание на коньках;

езда на велосипеде и самокате;

танцы.

Ребенок 4 года - психология и физическое развитие 1
Ребенок 4 года — психология и физическое развитие 1

Важно учитывать готовность малыша к серьезным занятиям и наличие интереса к тому или иному виду спорта. Приобретая спортивный инвентарь, родители нередко сталкиваются с тем, что ребенок быстро теряет желание им заниматься. Поэтому лучше, если инвентарь в первое время берется напрокат, и только после того, как малыш втянется в процесс, можно покупать лыжи или коньки для домашнего пользования.

В этом же возрасте малышу будут полезны занятия на гимнастических снарядах – кольцах, канате, веревочной лестнице. Поэтому в его комнате можно оборудовать небольшой спортивный уголок. Даже если в первое время ребенок не знает, каким образом нужно работать со снарядами, он сможет качаться на кольцах, висеть на канате, лазать по лестнице – а это способствует укреплению мускулатуры, развитию костной ткани, совершенствованию координации движений и ловкости малыша.

Очень хорошо, если ребенок имеет возможность сыграть в подвижные игры со своими сверстниками. Если такой возможности нет, принять участие в игре могут родители и старшие братья и сестры. Полезны игры с мячом и скакалкой.

Физическое развитие малыша – очень важный аспект его воспитания, так как малыш, слабый физически, не сможет полноценно погрузиться в умственную работу за партой или столом – его будут отвлекать сигналы о чрезмерном напряжении и усталости мышц.

Психическое и умственное развитие малыша

Ребенок 4 года изучал окружающий мир, и теперь его любопытство достигло крайних пределов. Он буквально впитывает в себя новую информацию, легко ее переосмысливает и запоминает.

Обычно к четырем годам ребенок уже знает большинство букв и начинает понемногу читать. Этот процесс раскрывает границы его кругозора, активизирует мыслительные процессы. Поэтому заниматься чтением с четырехлетним крохой необходимо.

Значительно расширяется объем словаря малыша, возрастает речевая активность, ребенок начинает употреблять слова из своего запаса в самых различных сочетаниях и грамматических формах. Поэтому большое значение приобретают осмысленные беседы с ребенком, когда он практикуется в своей разговорной речи.

Во время бесед нужно обогащать, уточнять и расширять словарь малыша, используя для этого самое ближайшее его окружение: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. При этом нужно не только называть предметы, но и подчеркивать их свойства, обращая внимание на основные характеристики: цвет, форму, величину, материал, из которого они сделаны и основное предназначение.

Учитывая, что ребенок легко включается в любую игровую деятельность, вместо бесед можно проводить простые развивающие речевые игры:

  • «Какое что бывает?» Взрослый называет характеристику предмета (например, высокий), а ребенок перечисляет все предметы, которым она подходит (например, столб, дерево, дом, человек и т.д.).
  • «Без имени» — суть игры состоит в том, что нужно, не упоминая название предмета, описать его таким образом, чтобы второй игрок догадался, о чем идет речь. (Например: это фрукт круглой формы, ароматный, оранжевого цвета. Отгадка: апельсин).
  • «Инопланетянин» — один игрок загадывает предмет, называя его, а второй должен описать инопланетянину, что это такое, как можно доступнее. (Например: слово – тарелка. Описание: это предмет круглой формы, плоский, твердый, сделан из керамики или пластмассы, на него кладут пищу).
  • «Гномы – великаны»: один игрок называет предмет или какое-то качество в обычной форме, другой – в уменьшительно-ласкательной (у великана – дом, а у гномика – домик).
  • «Баба Яга против»: взрослый называет слово, а малыш подбирает антоним к нему.

Игры можно придумывать самим, в процессе общения с ребенком и занятий с ним. Главное, чтобы этот процесс доставлял удовольствие и малышу, и взрослому.

Ребенок 4 года - психология и физическое развитие 2
Ребенок 4 года — психология и физическое развитие 2

Большое значение для развития приобретают ролевые игры, поэтому необходимо предоставить малышу возможность общаться со сверстниками. Ребенок начинает осваивать игры с правилами и инструкциями к действию. Возрастает интерес к настольным играм.

Ярче проявляется характер малышей, они становятся более рассудительными, любознательными, более самостоятельными. Нужно поощрять стремление ребенка к самостоятельности, так как это качество – залог его уверенности в жизни.

Вообще, уверенность в себе – качество, которое впервые проявляется у четырех — пятилетних малышей. Для его развития ребенку необходима постоянная поддержка и понимание того, что то, что не удалось на этот раз, обязательно получится в следующий. Уверенный в себе малыш с большим интересом усваивает новую информацию, быстрее и охотней получает школьные знания, тогда как неуверенный ребенок зачастую заранее настраивает себя против новых умений и навыков из-за боязни неудачи.

Чтобы малыш уверенней чувствовал себя, необходимо, чтобы он не отличался от своих сверстников в физическом и психическом развитии, поэтому задача родителей – вовремя обнаружить его слабые места и направить усилия к их ликвидации.

Вам будет интересно:

Детям о грибах

Насекомые в картинках

Животные в картинках

Английские буквы

 Поделки из бумаги

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий